История Буратино для взрослых

Скачать
песня из кф Буратино О хвастунах и дурак
MP3 аудио файл 2.0 MB
Буратино художника А.Каневского
Буратино художника А.Каневского

  В детских книгах не так много персонажей, в которых схвачены не только характерные особенности ребенка, но и характерные особенности нации. Образ Буратино, как и Пиноккио из этого небольшого ряда. Буратино очень русский со своим стремлением к счастью и радости, мифической свободой марионеток и, главное, умением высоко держать нос, какие бы сложности не встречались в жизни. Он раздражает и привлекает, он уводит от штампов и смеется над ними. Эта сказка, как пресловутая луковица папы Карла утоляет голод, имеет много слоев и дезинфицирует от занудства. Употреблять ее следует как во взрослом состоянии, так и в детском с хорошими иллюстрациями. Иллюстрации надо подбирать индивидуально. Какие и для кого? Об этом, и о многом другом, можно услышать на игровой лекции Станиславы Смагиной.

 

 

  • Любовные истории серебряного века в детской книге
  • Литературные истоки или что осталось от Пиноккио
  • Разница в методах воспитания в “Приключениях Пиноккио” и “Золотом ключике”
  • Знакомство с книжной иллюстрацией или как изменился Буратино с 1936 года
  • Знакомство с советскими детскими игрушками, значками , плакатами, связанными с образом Буратино.  

Игровая лекция проводится по заказу организаций или взрослых, которые хотят вспомнить детскую беспечность.

Экспонаты для выставок о Буратино

Коллекция Буратин Музея смеха "Трикстер"

Выставка "Жизнь и приключения Буратино" в Детской библиотеке МЦБС им. М. Ю. Лермонтова. Май-август 2016 г.

 

Пока в выставочном зале Музея смеха готовится страшно-смешная экспозиция, в Детской библиотеке разместились веселые Буратино и Пиноккио из коллекции "Ресурсы детства".

 

Исторические корни Буратино, знаковые детали его образа, история книжной иллюстрации "Золотого ключика" в СССР и современной России, образ Пиноккио в европейской культуре - все это раскрывается на выставке "Жизнь и приключения Буратино".

 

Вход свободный.

 

Выставка продлится с 5 мая по 20 августа 2016 г.

 

Адрес Детской библиотеки МЦБС им. М. Ю. Лермонтова:

4-ая Красноармейская, д. 13.

Ст. м. "Технологический ин-т".

 

Портретная галерея Буратин

"Золотой ключик" – история иллюстрации

История иллюстрации в детской книги - это история каждый раз личная, интимная. Талантливый образ в детской книге становится спутником на протяжении всей жизни. И влияет на это не только литературный текст, но и работа художника. Здесь вы видите экспозицию посвященную книге Алексей Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Вы можете найти «своего» Буратино, на примере открыток, книг, игрушек, познакомится с разным представлением этого героя художниками на протяжении 20 века.

Впервые книга вышла в 1936 году. История ее создания загадочна и противоречива. Алексей Толстой, начав с простого пересказа сказки итальянского писателя Коллоди, создал совершенно особое, очень русское и смешное повествование. Исчезла капризность Пиноккио (наш Буратино и луковицу сжует, а Пиноккио шкурки от груши есть не может), морализаторство, и – превращение в человека. Буратино вобрал в себя образ Петрушки – не унывающего героя, которого бьют и который бьет, который борется, проигрывает и все равно, в конце концов, побеждает. И главное – смеется!

Первым иллюстратором «Золотого ключика» (ЗК) был Бронислав Малаховский.

У него Буратино - худенький лобастый мальчик, в котором главное, не безудержное веселье, его мы потом увидим почти у всех иллюстраторов. У Буратино Малаховского большая палитра различных эмоций. В нескольких штрихах художник смог показать, как Буратино слушает, сопереживая рассказу Пьеро, как он опечалился, рассказывая о себе Карабасу Барабасу, как он завидует, гоняющему птиц Артемону. Он сложнее, многограннее и в тоже время беззащитнее, чем мы привыкли его видеть.

Многие художники, обращаясь к иллюстрации «ЗК» разрабатывали образ главного героя на протяжении многих лет. У талантливого Малаховского такого шанса не было. Будучи бесстрашным карикатуристом, он был уничтожен властью по сфабрикованному обвинению в 1937 году.

Следующим иллюстратором стал питерский художник Николай Муратов. Книга с его рисунками вышла в 1938 году и была не очень удачной. Рисунки, по сути, повторяли иллюстрации Малаховского, лишь в 50м году во втором издании «ЗК» Муратов смог больше раскрыть образ Буратино.

Новым прорывом стали иллюстрации Аминадава Каневского, которые вышли в черно белом варианте в 1946 г, а потом были многочисленные переиздания с цветными иллюстрациями и открытки. У Каневского Буратино очень южный: смешные зеленые шаровары, белая рубашка. Он выскакивает из еврейско-украинской глубинки и притягивает теплотой красок.

В пятидесятые - шестидесятые годы Буратино начинает победное шествие по мастерским художников СССР. Самым известным стал образ веселого мальчишки в красно-белом колпачке Леонида Владимирского. В Киеве родился свой Буратино у семьи художников Киры Поляковой и Виктора Григорьева. Именно у этой семьи кукольный образ Мальвины впервые стал человечным и теплым. У Клюжева (1948,1950) Буратино вздернул нос, что увеличило ощущение шкодливости. А в полете бьющийся попой дверь Карабас стал необычайно привлекательным для тех, кто читал книгу с его иллюстрациями.

В Риге в 1954 г. выходит ЗК с иллюстрациями М.Старосте. Где главный герой похож на настоящую сбежавшую марионетку. В тоже время именно у этого художника Буратино становится франтом: то он щеголяет в красных шортах в белый горошек, то в синих штанишках. Когда он только успевал переодеваться? В 1990 г. в Таллинне выходит книга с иллюстрациями Веры Станишевской, где еще больше сделан упор на разработку костюмов у персонажей.

Странный Буратино – гуинплен (вечно улыбающийся)Никифоровой (Калинин, 1955 г.), простецкий Николая Леушина (Чкалов, 1953) отражали так же разные представления о многоликом персонаже Толстого. У художников в иллюстрациях проступала какая-то своя тема. Так долгое время иллюстрирующий чукотские сказки Брюханов дал образ Буратино, который вылеплен из светотени (Магадан, 1977). Особенно хорош полет на лебеде.

Буратино Гилева, Кокорина, Вышинского, Булгакова, Огородникова, Кириади все имели свой особый норов и стиль. Но особенно выделился в начале 80-х рисунки А.А.Кошкина. В них Буратино стал утонченным, с комариным носом, он потерял все свое нутро Петрушки, но приобрел тот отсвет модерна, Серебряного века, который зашифровал в своей книге Алексей Толстой. Иллюстрации Кошкина остро поставили вопрос о «страшном» в детской иллюстрации. Смех переплелся с изысканным виденьем детских страшилок. Некотоые дети кричали от ужаса, а не которые – «поглощали» книгу с такими иллюстрациями.

В 90-е годы в основном «Золотой ключик» переиздавался с тем иллюстративным материалом, который был накоплен. В первое десятилетие 21 века пока основные новые иллюстрации скорее пугают своей простотой, штампом и плохим умением в работе с графическими программами. Но мы надеемся, что нос Буратино пробьется и появится назло экономии издательств в новом виде, характеризуя следующий век.

 

Первый иллюстратор "Золотого ключика" - Бронислав Малаховский

В 1935 году в питерской, тогда ленинградской, квартире художника Бронеслава Малаховского Алексей Толстой читал свою только что написанную сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Бронеслав Малаховский хохотал как и все присутствующие и пытался рисовать. Так возник первый образ, он чуть напоминал Пиноккио, но был обаятелен и очень подвижен.

Это худенький лобастый мальчик, в котором главное, не безудержное веселье, его мы потом увидим почти у всех иллюстраторов. У Буратино Малаховского большая палитра различных эмоциональных состояний и это его выделяет. В нескольких штрихах Малаховский смог показать как Буратино слушает сопереживая Пьеро, как он сам опечалился, рассказывая о себе Карабасу Барабасу, как он завидует гоняющему птиц Артемону. У Буратина Малаховского нет, как сказали бы психологи, акцентуации. Он сложнее, многограннее и как это не странно для этого образа очень беззащитен в своей субтильности.

 

Скачать
первый иллюстратор Буратино Бронислав Малаховский и жизнь его героя в разных изданиях
В этой презентации показаны редкие иллюстрации расстрелянного в 1937 году питерскиго художника Бронислава Малаховского. Бронислав Малаховский является первым иллюстратором книги Толстого и незаслуженно забыт. Мы хотели бы исправить этот недостаток. Использованы издания 1936 г, 1959г (пражское), 2002г (М), и недавно найденный а детском доме Старой Ладоге альбом конца 30-х годов.
презентация рисунков Бронислава Малахов
Adobe Acrobat документ 5.6 MB
Скачать
Карикатуры Б. Малаховского.изд-во "Крокодил" 1963 г.
карикатуры Б Малаховского.pdf
Adobe Acrobat документ 11.1 MB

Пиноккио за границей

магазин Бартолучи в Вене
магазин Бартолучи в Вене

Магазин Пиноккио в Вене. На самом деле это франшиза от итальянской фирмы Франческо Бартолучи. В 40-е годы братья Бартолучи делали аккордеоны. Но в конце 50х бизнес развалился, так как в моду вошла электронная музыка. В начале 80-х Франческо Барталучи решил  изменить бизнес. Он стал выпускать деревянный человечков и продавать их на ярмарках. Дальше, больше - машинки, велосипеды. Все из дерево. Сегодня у семьи Бартолучи 10 магазинчиков в Италии и 6 в мире. В одном из них для нашей экспозиции по Буратино мы накупили Пиноккио в разных вариантах: куклы, часы, измеритель роста и прочие нужные в смеховом хозяйстве вещи. Главное – измеритель роста…

На лекции 22.01.2011 "раздача Буратин"
На лекции 22.01.2011 "раздача Буратин"
Буратины на прогулке
Буратины на прогулке
магазин семейства Бартолучи в Берлине
магазин семейства Бартолучи в Берлине