Явление Дурака


Игра в подкидного дурака. Худ. Сергей Евдокимов. (из коллекции музея)
Игра в подкидного дурака. Худ. Сергей Евдокимов. (из коллекции музея)
Скачать
Галина Хомчик — Песенка о дураках (Окудж
MP3 аудио файл 1.6 MB


Русский дурак

иллюстрация А.Ф. Афанасьева (1850 - 1820)к сказке "Конек - горбунок" (открытка, переиздание, 1956) г.
иллюстрация А.Ф. Афанасьева (1850 - 1820)к сказке "Конек - горбунок" (открытка, переиздание, 1956) г.

Чем выделяется дурак волшебной сказки?

1. Он сопливый - «Лежит на печи, сопли на кулак наматывает».  Это напоминает нам о запрете умывания, вываливания в грязи, который был  частью церемонии при инициации[1].

2. Основное время лежит и спит

3. В отличие от братьев – не боится общаться с мертвыми (ночевка на могилах)

4. Награждается волшебным помощником (конек-горбунок, гусли-самогуды и проч.)

5. Его надо просить не меньше трех раз, чтобы он исполнил какую-либо просьбу

6. Обладает невероятной (нечеловеческой) силой

 

Все эти характеристики указывают на особую сущность дурака, как писал Пропп «Живые узнаются потому, что они пахнут, зевают, спят и смеются»[i]. В сказках дурак – это герой, который  может, используя связь с потусторонним миром, выполнить неразрешимые задачи. Иван идет в места недоступные простым смертным и добывает волшебных животных (свинка – золотая щетинка) или царевен (Василиса - Прекрасная). Отдает всех волшебных животных  старшим зятьям за отрезанный палец сначала на руке, потом на ноге, а  затем за  ремень со спины. Весь этот мотив сразу отсылает нас к инициации мальчиков в охотничьих племенах.  И именно Иван- дурак наказывает смертью либо изгнанием за тот обман, которые совершают зятья ( по сути обман при инициации) .

Дурак в волшебных сказках не безумен и не глуп, он «другой». Его можно скорее отнести к измененной уже в христианской цивилизации фигуре язычника, шамана, который позиционируется теперь как дурак. Например, в цикле «По щучьему веленью» две сказки говорят об Емеле –дураке [ii], а третья, говорит о бедном мужике, который «молился с утра до вечера» и за это бог послал щука, которая дала ему возможность исполнять свои желания[iii]. В этой сказке нарицание «дурак» исчезает, шаманские корни окончательно стираются и переходят в богобоязненность.



из статьи С. Смагиной "Явление дурака в России"



[i] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки СПб, 1996, С. 80

[ii] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.1,С. 409 - 410

[iii] Народные русские сказки А.Н.Афанасьева. М.,1957., т.1,С. 411 - 414

 

С точки зрения взаимоотношения фигуры «язычника» и дурака» интересно рассмотреть огромный цикл побасенок и анекдотов о вятских  и пошехонских мужиках. Вот одна из них:

МОСКВА-ВЯТКА[i]

Вот вятские мужики захотели посмотреть Москву. Запрягли коня и поехали. Дорога плохая. Завечерело. Остановились на дороге переночевать. Выпрягли коней, подвязали кверху оглобли. А в это время шел солдат из Москвы со службы в Вят­скую губернию. Спрашивает: «Вы куда едете?» —«В Москву. А ты куда едешь?» Солдат тут сметил, в чем дело, тоже говорит: «Иду в Москву».

Ну, легли спать, мужики уснули. Солдат взял да завернул телегу оглоблями назад. Думает: «Чем идти пешком, лучше доеду на коне». А идти пешком надо было целый день.

Вот мужики утром встали, запрягли коня, поехали, и солдат с ними. Едут, видят: а перед ними Вятска губерния. И говорят: «Посмотри, кум, Москва-то матка как наша Вятка». Смотрит один из них, идет баба с ведрами по воду. Вот он говорит: «Кум, посмотри, вон баба идет и похожа точь-в-точь на твою».

Таких историй именно о вятичах довольно много в русском фольклоре. Естественен вопрос, почему и как складывается у того или иного народа эта локализация дураков именно в каком-то одном месте (например, Хелм в еврейском фольклоре) надо рассматривать отдельно.

Познакомимся сначала с материалом.

 

КАК ВЯТСКИЕ ЦАРИЦУ ПОЗДРАВИЛИ[ii] 

Пришли вятские поздравлять в Москву царицу с именинами. Принесли ковер, бросили ковер под ноги царице и говорят:

—Царица! Будь здорова, как корова, богата, как земля, и плодовита, как свинья!

 

Эта осмеянная формула вятских мужиков, на самом деле обычное ритуальное приветствие на свадьбу. И вятские мужики и Иван-дурак в волшебной сказки, фигуры, которые стоят ближе к языческому миру и отсюда  позиционируются как дураки.

Итак, языческая фигура трикстера в русских волшебных сказках доходит до нас в виде осмеиваемой, но загадочной фигуры шамана Ивана-дурака, которая постепенно нивелируется в плута и шута. Трикстер распадается на множество ипостасей.

 



[i] Библиотека Русского Фольклора том.3.  Сказка №517 стр.388

[ii] Русская бытовая сказка. Сказка № 271 стр.467

 

Выставка "Дорогами фольклорных дураков"

На основе коллекции "Явление дурака" в 2012 году Музей смеха "Трикстер" создал выставку "Дорогами фольклорных дураков" в Музее печати ГМИ СПб.

Подробно о выставке читайте здесь.


Михаил Зощенко. Мещанство

Михаил Михайлович Зощенко Собрание сочинений в семи томах Том 2. Нервные люди: Рассказы и фельетоны 1925-1930 гг.

Мещанство.

О мещанстве Иван Петрович имел особое мнение. Он крайне резко и зло отзывался об этой накипи нэпа. Не любил он этой житейской плесени.

— Для меня, — говорил Иван Петрович, — нету ничего хуже, как это мещанство. Потому через это вся дрянь в человеке обнаруживается… Давеча, например, я Васькино пальто накинул. За керосином побежал в лавку. Так Васька сразу в морду лезет. Дерется. Зачем ему, видите ли, пальто керосином залил.

— Воняет, говорит.

— Да брось, говорю, ты, Вася, свои мещанские штучки! Ну залил и залил, сегодня я залил, завтра ты заливай. Я с этим не считаюсь. А если, говорю, воняет — нос зажми. Пора бы, говорю, перестать запахи нюхать. Мещанство, говорю, какое.

Так нет, недоволен, черт сопатый. Бубнит чтой-то себе под нос.

Или, например, хозяйка. Квартиру держит. И чуть первое число наступает — вкатывается в комнату. Деньги ей, видите ли, за квартирную площадь требуются.

— Да что вы, говорю, гражданка, объелись? Да что, говорю, я сам деньги делаю? Оставьте, говорю, при себе эти мещанские штучки. Обождите, говорю, месяц.

Так нет — вынь да положь ей за квадратную площадь.

Ну да когда старый паразит в мещанстве погрязши, это еще куда ни шло. А вот когда молоденькая в мещанство зарывается — это больно и обидно.

Например, Катюшка из трепального отделения. Довольно миленькая барышня, полненькая. По виду никогда не скажешь, что мещанка. Потому поступки видны, идеология заметна, ругаться по матери может. А поближе тронешь — мещанка. Не подступись к ней.

Давеча в субботу после получки говорю ей запросто, как дорогой товарищ дорогому товарищу:

— Приходите, говорю, Катюша, ко мне на квартиру. У печки, говорю, посидим. После фильму пойдем посмотрим. За вход заплачу.

Не хочет.

Спасибо ребята срамить начали.

— Да брось ты, говорят, Катюшка, свое мещанство. Любовь свободная.

Ломается. Все-таки, поломавшись, через неделю зашла. Зашла и чуть не плачет, дура такая глупая.

— Не могу, говорит, заходить. Симпатии, говорит, к вам не ощущаю.

— Э, говорю, гражданка! Знаем мы эти мещанские штучки. Может, говорю, вам блондины эффектней, чем брюнеты? Пора бы, говорю, отвыкнуть от мещанской разницы.

Молчит. Не находит чего сказать.

— Пущай, говорит, мещанство лучше, а только не могу к вам заходить. В союз пойду жалиться.

Я говорю:

— Да я сам на тебя в Петросовет доложу за твои мещанские штучки.

Так и махнул на нее рукой. Потому вижу, девчонка с головой погрязши в мещанство. И добро бы старушка или паразит погрязши, а то молоденькая, полненькая, осьмнадцати лет нет. Обидно.

 

В честь наступающих выборов   и в связи с коллекционированием образов "дураков" Музей смеха публикует карикатуру Б.Ефимова "Дефективный депутат" (ж.Смехач 1929 г.)

Библиотека по теме

Скачать
Корабль дураков.Себастиан Брант (перевод: Лев Минаевич Пеньковский)
Перед вами занимательная и поучительная книга, которая впервые увидела свет в 1494 году. Автор её – видный немецкий учёный, юрист и писатель-гуманист Себастиан Брант. «Корабль дураков» – некая сатирико-дидактическая поэма позднего средневековья, имевшая оглушительный успех наряду с «Похвалой глупости» Эразма Роттердамского.
Brant_Korabl_durakov.106603.gpx
GPS eXchange File 293.0 KB
Скачать
Корабль дураков.Грегори Норминтон
Norminton_Korabl_durakov.75757.gpx
GPS eXchange File 940.4 KB